
КИТАЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ 

Д.Д.Сунь 

Тамбовский государственный университета имени Г.Р. Державина 

 

Китай уже давно проводит масштабную кампанию по распространению своей 

информационной продукции во всех регионах мира. Телевидение, пресса, радио и интернет - 

все современные средства коммуникации рассматриваются в Пекине как каналы 

продвижения государственной идеологии, политических взглядов нынешнего китайского 

руководства. И многое уже сделано для того, чтобы иностранная аудитория имела 

возможность услышать голос Китая. Но, видимо, еще больше предстоит сделать, чтобы 

аудитория, привыкшая к потреблению продукции транснациональных СМИ западных 

стандартов, сумела приспособиться к китайскому взгляду на мир, понять его и научиться 

«переваривать» китайские новости. 

Быстрые качественные изменения начались в китайских государственных СМИ в 

преддверии Олимпиады в Пекине 2008 года, когда медиа получили в свое распоряжение 

новую технику и значительные финансы на модернизацию, а центральное телевидение 

переехало в новый современный офис. В начале 2009-го китайское правительство объявило о 

масштабной реорганизации крупнейших государственных СМИ: радио, центрального 

телевидения ССTV, государственного информационного агентства «Синьхуа» и 

общенациональной прессы. На эти цели было выделено 45 млрд. юаней ($6,6 млрд), причем 

почти половина этой суммы предназначалась для модернизации технической базы 

центрального телевидения и возможностей агентства «Синьхуа». По мнению некоторых 

экспертов, решение было обусловлено тем, что в Пекине осознали: попытки использовать 

иностранные и транснациональные вещательные компании для улучшения имиджа Китая в 

мире (особенно в канун Олимпиады) не особо оправдали ожидания. В специально 

приобретенных рекламных слотах Китай действительно выглядел привлекательным, однако 

политика информационных служб различных иностранных каналов от этого не поменялась, и 

в эфир продолжала поступать щекотливая или нежелательная для Пекина информация - в 

частности, о нарушении в стране прав человека. 

Китайское телевидение – это более 40 каналов и каждый из них принадлежит 

государству. Тут нет ни одного частного канала, впрочем, такая же история с радио и с 

газетами. Стопроцентная государственная монополия на средства массовой информации. 

Китайская аудитория смотрит не то, что интересно или хотелось бы посмотреть, а то, что 

чиновники  считают нужным показать. 

    Сегодня Центральное телевидение Китая (ССТV) представляет из себя огромную 

компанию, входящую наряду с агентством «Синьхуа» и газетой «Женьминь жибао» в тройку 

главных официальных СМИ страны. На ССТV работают 10 тыс. человек, трансляции ведутся 

круглосуточно на 24 каналах на китайском и еще 10 языках мира. Последними в 2009 году 

появились арабский и российский каналы. ССTV-9 год назад  преобразован в ССTV News - 

англоязычный информационный канал с вещанием 19 часов в сутки с приоритетом новостей 

азиатского региона и главных международных событий. Его аудитория уже сегодня 

оценивается в 100 млн. человек в 110 странах мира. В декабре 2009 года был запущен 

интернет-портал cntv.cn, который стал по сути международной витриной возможностей 

китайского ТВ. На нем доступна не только онлайн-трансляция всех каналов, но и архивы 

некоторых программ, новости и другие материалы. 

http://cntv.cn/


      В настоящее время вещание из Китайской народной республики базируется на 

«четырех китах». Во-первых, это Центральное телевидение КНР (China Central Television, 

CCTV), которое, помимо 22 телеканалов внутреннего вещания на китайском, располагает 6 

круглосуточными спутниковыми каналами для заграницы на китайском, английском, 

французском, арабском, русском и испанском языках. Кроме этого, в последние месяцы 

запущены телеканалы на корейском, монгольском, казахском и тибетском языках в интернете 

и объявлено о запуске международного спутникового телеканала на португальском языке. 

      Во-вторых, это Международное радио Китая (China Radio International), ранее 

известное как «Радио Пекин». В настоящее время эта станция располагает 61 языковой 

службой, транслируя программы на коротких волнах, в интернете и на спутниках. Объем 

передач Международного радио Китая, направленных на зарубежную аудиторию, составляет 

724,5 часов в сутки. Помимо глобального коротковолнового вещания из передающих центров 

в КНР и арендованных мощных передатчиков в Великобритании, Канаде, Албании и ряде 

других стран, станция активно развивает свое присутствие в локальных FM-етях других 

стран. По состоянию на август 2012 г. она имела 21 собственную FM-станцию в ряде 

крупных городов мира, а также покупала время на 153 зарубежных внутренних 

радиостанциях. 

      Третьим «китом» китайского иновещания стал запущенный летом 2010 г. 

глобальный англоязычный телеканал CNC World (China Xinhua News Network Corporation). 

Китайское государственное агентство «Синьхуа» решило запустить международный 

спутниковый телеканал и убедило в его необходимости руководство КНР, несмотря на то, что 

у Китая уже есть англоязычный глобальный спутниковый телеканал CCTV News. Теперь 

CNC World и CCTV News конкурируют между собой, приводя в изумление мир бездонным 

бюджетом Китая, у которого нашлись деньги на 2 государственных англоязычных телеканала 

новостей. 

      Четвертое место, как ни странно, принадлежит региональным каналам. Например, 

Народное радио автономного района внутренней Монголии имеет обширное 

телерадиовещание на монгольском языке, нацеленное на соседнюю Монгольскую республику. 

Государственная телерадиостанция Синьцзян-Уйгурского автономного района транслирует 

на казахском языке, в том числе и для аудитории в Казахстане. 

      Телерадиостанция Тибетского автономного района вещает на тибетском, 

китайском, английском языках. Вещание на английском носит название «Станция Святого 

Тибета», что должно подчеркнуть, что КНР оберегает традиции этого региона. Нельзя не 

напомнить о том, что радиостанция Далай-ламы «Голос Тибета» (Voice of Tibet), вещающая 

из  студий в Норвегии, старательно глушится на коротких волнах китайским 

правительством и доступна в качественном звуке только на спутнике и в интернете. 

      Вообще, Китай тщательно оберегает своих граждан от зарубежных программ на 

коротких волнах, а также блокирует сайты многих служб иновещания на китайском, 

тибетском, уйгурском языках. Это касается не только «Голоса Тибета» или «Свободной 

Азии», но и более умеренных вещателей, таких как китайские службы Международного 

французского радио и Международного канадского радио. 

      Содержание программ из Пекина в последнее время значительно улучшилось. В 

них появилось много передач о культуре Китая, хотя история страны по-прежнему 

преподносится своеобразно. Поменялся и дикторский состав. Теперь программы, например, 

русской редакции Международного китайского радио (в Европе и европейской России 

доступно через спутник Hotbird 13 гр. E) ведут не только китайские дикторы, которые даже 



при отличном знании русского языка так и не могут избавиться от акцента, но и стажеры из 

России. 

31 провинциальное телевидение в глазах национальной аудитории – сложно выделить 

лучшее. Однако все исследования демонстрируют предпочтение региональному.   

 

 

 

 

 

 

 


